#news
«Хочу двигать data science в массы» — Владислав Гончаренко
Влад Гончаренко — старший аналитик данных (senior data scientist) в стартапе Impulse Neiry, ученый, преподаватель машинного обучения и обычный человек, который любит тусовки. В интервью он рассказал, почему не хочет быть только академическим ученым, как и где рождаются самые крутые идеи и захватят ли машины человечество.
Расскажи о своей профессии. Где учился?
Я дата-сайентист, сначала учился в МФТИ (кстати, сейчас преподаю там собственный курс по машинному обучению), потом пошел в магистратуру в университет «Сколково»; учился на кафедре проблем передачи информации в Институте РАН – это важный центр машинного обучения в Москве.

Физика и математика нравились мне со школы, но потом в университете понял, что не хочу быть ученым, который живет только на гранты и пишет статьи. Да и такая наука для меня слишком оторвана от реальности. Сейчас в Impulse Neiry у меня есть возможность применять абстрактные понятия довольно конкретно и получать работающие вещи.

Кстати, я все-таки пишу популярные статьи (на Хабр) для того, чтобы в целом развивать подходы машинного обучения в нейрофизиологии. Также с помощью статей я фиксирую собственные результаты работы и еще использую их для обучения новых сотрудников, потому что в них содержится база, которая необходима для нашей работы.

Расскажи про опыт работы и про то, как ты попал в Impulse Neiry.

Я работал программистом, пока еще учился на бакалавра. Потом перешел в data science и сперва работал над проектом smart shop, но в итоге ушел, потому что хотелось развиваться дальше, и в какой-то момент пришлось решать: наука или индустрия. Примерно год назад ребята из Impulse Neiry нашли меня через друзей, с тех пор я тут.
Во время семинара по машинному обучению в университете Harbour. Space в Барселоне
Чем ты занимаешься в Impulse Neiry?

Вообще Impulse Neiry делает игры с VR-управлением. За VR-контент отвечает стартап Impulse Machine, а с нас — hardware (то есть провода, шлемы, энцефалографы и тд) и распознавание сигналов мозга.

Вся эта система во время игры считывает с электродов, расположенных на голове, напряжение. Полученные данные представляются в виде многоканального сигнала, который как раз и приходит ко мне. Моя задача — расшифровать сигнал. Пример: человек играет в игру, перед ним 7 противников, он выбирает одного из них, сигналы мозга поступают в классификатор, и я отвечаю на вопрос «Какой сигнал был целевым?», то есть какого противника выбрал человек.

Наверное, многим это кажется чем-то на уровне фантастики?

Да, сама фраза «мы делаем игры с нейроуправлением» вызывает у людей удивление, но так как я знаю, как все работает, мне это не кажется чем-то магическим. Было, кстати, одно исследование на тему «Верите ли вы, что в скором времени машины захватят человечество?». По результатам опроса, чем профессия человека ближе к области Artificial Intelligence (AI), тем вероятнее он ответит «Вы что, рехнулись, это невозможно». И я с этим согласен.

Мы в Impulse Neiry действительно делаем что-то инновационное, получаем результаты, которых никто никогда не получал. Например, недавно записывали сигнал ЭЭГ в движущейся машине. До нас таких исследований не проводили.

Мы одновременно развиваем человеческое знание в этой области, помогаем науке и в то же время делаем конкретный продукт, которым могут пользоваться обычные люди.

Расскажи, над каким проектом вы работаете сейчас?

Мы выпустили две игры: Racoons VS Demons и Mind Fighters. Они основаны на одной и той же механике P300: это когда у тебя мигают разные стимулы, и ты смотришь на один из них, а система AI предсказывает, что ты выбрал.
Impulse Neiry входит в группу компаний «КБ-12», где есть 3 маркетинговых агентства и на их основе стартап-акселератор. Как тебе, дата-сайентисту, живется в этой атмосфере рекламщиков и диджитальщиков?

В целом, работать в креативной среде прикольно, но есть свои плюсы и минусы.

Плюсы: дружеская атмосфера в коллективе, люди более социальные, творческие, заняты крутыми проектами. Мне очень интересно со всеми общаться, так как люди не из моей сферы. Точно так же у других сотрудников возникает интерес к моей работе, и мы общаемся, узнаем новое. Получается некий обмен знаниями у нас в компании.

Из минусов: конечно, мне легче общаться с людьми моей специальности, мы легко понимаем друг друга, у технарей есть свои профессиональные шутки. Повторюсь, это не совсем недостаток, так как вокруг меня происходит что-то новое, и мне нравится в это вникать.

Тот факт, что вы являетесь частью «КБ-12», как-то влияет на вашу работу?

В этом есть большое преимущество — мы используем ресурсы группы компаний для задач, которые сами выполнить не можем. Например, понадобился сайт — обращаемся в студию web-разработки, и там ребята с опытом в этом деле помогают нам.

Кроме того, мы самым тесным образом сотрудничаем с Impulse Machine, ведь они делают нам контент для VR-игр. Все рядом и под боком, так сказать.

Еще мы постоянно проводим исследования различных гипотез и просим сотрудников из других компаний в московском офисе «КБ-12» протестировать новую игру или механику. Ребята всегда помогают нам в этом.

Из каких людей состоит ваша команда?

У нас есть менеджер, который занимается продуктом в целом, коммерческий и технический директора, нейрофизиологи, осуществляющие биологическую поддержку стартапа, и собственно дата-сайентисты: мы отвечаем за техническое обеспечение, анализ, вывод результатов, построение графиков и так далее.
Что тебе больше всего нравится в работе?

Больше всего кайфую от возможности предсказания неочевидных процессов — когда ты строишь модель, а она потом показывает правильный результат, и все сходится.

Расскажи немного о корпоративной культуре в «КБ-12».

Первое, что приходит в голову — вечеринки, они просто огонь. Во-первых, на них всегда драйвово, и коллектив сближается. Во-вторых, буквально на каждой второй вечеринке мы обсуждаем с коллегами какие-то проекты в формате «слушай, есть такая идея, что ты думаешь по этому поводу?». Из этих разговоров часто выходят крутые проекты — многие идеи были рождены на вечеринках.

Как ты хочешь развиваться дальше в профессиональном плане?

Сейчас мы применяем data science только в Impulse Neiry, но я хочу, чтобы моя сфера деятельности была полезна всем группам в «КБ-12», хочу двигать data science в массы. Мы с некоторыми группами даже обсуждали проекты, которые можем осуществить вместе, уже есть наработки.

Что для тебя «КБ-12»?

Тусовки, люди и развитие.
Исследования ООО «Нейри» осуществляются при грантовой поддержке Фонда «Сколково»

#news
Vladislav Goncharenko: I want to make data science mainstream
Vlad Goncharenko is a senior data scientist at Impulse Neiry, an academic, machine learning instructor and regular person that enjoys parties. In this interview he told why he doesn't want to limit himself to academic career, how and where "one of a kind" ideas are born and will machines really conquer human beings.
Tell more about your path. Where did you study?

I am data-scientist and started studying at MIPT, where I am holding my own machine-learning course now. I graduated and went to Skolkovo business school – I studied at Institute for Information Transmission Problems there, it's a major machine-learning center in Russia.

I enjoyed math and physics since school, but while I was studying in university I realized I don't want to be an academic that lives off the grants and publishing articles. And such science is too detached from reality for me. Now, at Impulse Neiry I have an opportunity to put abstract concepts into practice and get results.

By the way, I write down-to-earth articles (for Habr) anyway – I do it to develop machine-learning methods in neurophysiology in general. I also assess my own results with these articles and use them for staff onboarding as they include basis required for our work.

Tell us about your previous experience before you joined Impulse Neiry.

I worked as software engineer before I got my bachelor's degree. Then I switched to data science and started working on smart shop project, but had to quit as I really needed to grow further. At some point I had to decide between science and industry. About a year ago Impulse Neiry team reached out to me through my friends and now I'm here.
During machine-learning workshop in Harbour. Space university in Barcelona
What your job at Impulse Neiry is about?

Impulse Neiry creates brain-controlled VR-games. Impulse Machine covers the VR-content and we are responsible for hardware (cables, headsets, EEG etc.) and brain impulse detection.

The whole system tracks the voltage off the electrodes placed on head. Acquired data is visualized as multichannel signal that I get, my job is to read it. For example, a person is playing the game, he sees 7 enemies and chooses one of them - brain impulses go to classifier and I provide an answer for "What is the target impulse?" and tell what enemy did this person choose.

I guess a lot of people might think it's incredible?

Yeah, the expression "we create games controlled by brain impulses" itself is surprising for people, but as I know how it works, I don't think it's some magic. By the way, there was one research on "Do you believe that machines will conquer humanity?" topic. According to the results, the more person's specification is closer to artificial intelligence (AI), the more chance he will answer "Are you out of your mind? It's impossible". And I agree with that.

We at Impulse Neiry really do innovative stuff, get results that nobody got before. For example, we recorded EEG signal in a moving car. There were no such studies before.

We both develop human knowledge in that field and help science while deliver actual product that regular people can use.

What project are you working right now?


We released two games: Racoons VS Demons and Mind Fighters. They are based on the same P300 mechanics: when you have different stimulus blinking and look at one of them while AI system is predicting your choice.
Impulse Neiry is a part of KB-12 corporate group with 3 marketing agencies and start-up accelerator based on them. As a data scientist, how do you handle this advertising and digital vibe?

It's cool to work in this atmosphere in general, there are pros and cons.

Pros: friendly vibe within the team, people are really social, creative and work on cool projects. It's very interesting for me to communicate with everybody as they are not from my industry. Same applies for others that find my field interesting, we chat and learn something new. It's some kind of knowledge-sharing within our company.

Cons: it's certainly easier for me to communicate with people from my industry, we are on the same page, and techies have some professional jokes. Again, it's not clearly a con as there is always something new happening around me and I really like to get deeper in it.

Does the fact that you are a part of KB-12 have any influence on your work?

There is a huge advantage – we use corporate resources for tasks we can't handle by ourselves. For example, there is a need for website -we just ask our web studio and guys with experience help us with that.

On top of it, we are working really close with Impulse Machine as they produce all VR-content for games. They are close at hand.

We are also constantly testing lots of different hypothesis and ask other KB-12 units staff at our Moscow office to test new games or mechanics. Guys always help us with that.

What people do you have in the team?

We have manager that is covering overall product, chief commercial and technical officers, neurophysiologists that are responsible of biological support of the startup and data scientists – we are in charge of tech support, analytics, result output, making charts etc.
What is the best thing about your work?

I am really thrilled by opportunity to predict unobvious processes – when you build up a model, it shows the correct results and it all checks out!

Tell more about KB-12 corporate culture.

First thought that crosses my mind – parties, they rock! Firstly, they are so vibrant, staff is getting closer. Secondly, we discuss some projects with colleagues like "hey, there's an idea, what do you think about it?" at literally every other party. These conversation often result in cool projects – a lot of ideas were born at parties.

What's your further career plan?

Right now we use data science only at Impulse Neiry, but I want my specialty to be useful for other units within KB-12. I want to make data science mainstream! We even discussed projects that could be done jointly with other units, there is some progress.

What is KB-12 for you?

Parties, people and growth.
© 2020 Impulse Neiry
The research is carried out by Neiry LLC with the grant support of the Skolkovo Foundation.